Образование

Образование

Совершенствование системы образования городского округа город Бор Нижегородской области в 2020 году осуществлялось в рамках муниципальной программы «Развитие образования и молодежной политики в городском округе город Бор».

Система образования городского округа город Бор в 2020 году была представлена 86 образовательными учреждениями с общей численностью обучающихся 20 734 чел. В образовательных учреждениях осуществлял педагогическую деятельность 1 421 работник.

Общеобразовательную деятельность на территории городского округа г.Бор осуществляют 30 организаций:

  • 1 – лицей;
  • 17 – средних общеобразовательных школ (+1 частная Православная гимназия);
  • 11 – основных общеобразовательных школ;
  • 1 – начальная общеобразовательная школа;

В муниципальных образовательных учреждениях обучаются 13 851 чел. (в том числе 403 чел.в Православной гимназии и 25 чел. вне организации - в форме семейного образования и самообразования), что на 537 чел.  больше 2019 года.

В округе проводится работа по совершенствованию комплекса мер, направленных на обеспечение государственных гарантий доступности качественного общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся:

  • на уровне среднего общего образования (871 чел.):
  • 24% учащихся охвачены профильным обучением,
  • 48% обучаются по индивидуальным учебным планам,
  • 11% - в классах с углубленным изучением отдельных предметов (Лицей, школа №2, 6),
  • 17% - по общеобразовательным программам.

В рамках профилизации и выстраивания дальнейшего образовательного маршрута с учетом профессиональных интересов и потребностей обучающихся и их родителей в 4 общеобразовательных учреждениях открыты профильные классы:

  • МАОУ Лицей - социально-правовой профиль по договору с ФГКОУ ВО «Нижегородская академия МВД России»,
  • МБОУ СШ №3 – психолого-педагогический профиль по договору с ФГБОУ ВО «НГПУ им. К.Минина»,
  • МАОУ СШ №8 – по договору с медицинской академией,
  • МАОУ СШ №2 – по договору с НГТУ им. Р.Е.Алексеева.

на уровне основного общего образования в 4 учреждениях (МАОУ Лицей, МАОУ СШ №2, МАОУ СШ №11, МАОУ СШ №4) открыты классы с углубленным изучением отдельных предметов  (математика, русский язык, английский язык, биология, химия).

в школах округа обучается 237 детей-инвалидов.

 Доля школ, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, составляет 41% (№1,2,4,8,10,11,Октябрьская, Линдовская, Останкинская, лицей). 13 детей-инвалидов обучаются дистанционно на базе Центра дистанционного обучения г.Н.Новгорода.

В ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам:

  • для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – 7 чел.,
  • слабослышащие – 3 чел.,
  • слабовидящие – 1 чел.,
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 15 чел., 
  • с задержкой психического развития – 431 чел.,
  • с интеллектуальными нарушениями – 385 чел.,
  • с расстройствами аутистического спектра – 33 чел.

Из них 377 обучающихся получают образование в 37 специальных классах-комплектах для обучающихся по адаптивным общеобразовательным программам, 498 – учатся инклюзивно.

На базе МАОУ СШ № 4 с 2017 года функционируют 2 класса для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (14 человек). Коррекционное сопровождение осуществляет Центр развития «Шаг к успеху», созданный на базе школы, в штате которого состоят педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя- дефектологи, учитель ЛФК, тьюторы. Материально-техническое оснащение образовательного процесса обучающихся с РАС соответствует требованиям к созданию специальных образовательных условий для данной категории детей.

На базе МБОУ СШ №10 с 1 сентября 2019 года работает класс-комплект для 5 детей с синдромом Дауна.

В 2020 году продолжена активная работа МБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», на базе которого работает постояннодействующая территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Основная цель Центра – формирование образовательного пространства, внутри которого возможно получение дополнительной коррекционно-развивающей помощи детьми с ограниченными возможностями здоровья как на базе Центра, так и в общеобразовательном учреждении.

Педагогические коллективы являются активными участниками муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах в сфере образования.

Образовательные учреждения принимают активное участие в инновационной деятельности на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. В 5 общеобразовательных (МАОУ Лицей, МАОУ СШ №1, МАОУ СШ №2, МАОУ СШ №4, МАОУ СШ № 6 ) и 19 дошкольных учреждениях открыты стажерские площадки.

 В 2019 году 4 общеобразовательных учреждения стали участниками федерального образовательного проекта «Точка роста» (МБОУ Линдовская СШ, МБОУ Совхозская СШ, МБОУ Краснослободская ОШ, МБОУ Останкинская СШ), в 2020 году МАОУ Редькинская ОШ.

В 2019 году МАОУ СШ № 3, МАОУ СШ № 4, МАОУ СШ № 8, в 2020 году -МАОУ лицей стали участниками федерального образовательного проекта «Цифровая образовательная среда».

Для создания условий развития способностей детей и молодёжи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи в округе расширяются возможности для участия одарённых и способных школьников во Всероссийских и международных конференциях, творческих конкурсах, выставках и олимпиадах; стимулируется творческая деятельность одарённых детей. Используются различные формы работы с обучающимися: олимпиады, конференции научного общества учащихся, конкурсы, телевизионная игра «Эрудит», одно из перспективных направлений работы с детьми - Олимпиадное движение, ежегодно проводятся конференции НОУ: «Интеллект» и «Планета открытий».

В 2020 году, в связи с введением режима повышенной готовности на территории Нижегородской области, большая часть олимпиад, конференций и конкурсов проводилась с использованием средств видеосвязи.

В школьном этапе самой крупной олимпиады - Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ )- по 21 общеобразовательному предмету (из них 13 - в очном формате и 8 предметов в онлайн формате), приняли участие 4 633 ученика (52,3 % от общего количества обучающихся 4-11 классов). Общее число участий школьного этапа ВсОШ составило 11 471. Не смотря на сложную ситуацию в связи с распространением короновирусной инфекции, фактическое число участников осталось на уровне прошлого года.

В муниципальном этапе ВсОШ по 20 общеобразовательному предмету (из них 19 предметов проводились в очном формате и 1 в онлайн формате). Общее число участий составило 1 085. Фактическое число участников составило 875 человек. На региональный этап получили приглашение 28 участника муниципального этапа ВсОШ.

Дополнительное образование

В 2020 году в округе функционировало 8 учреждений дополнительного образования (6 центров, 1 дом детского творчества, 1 загородный оздоровительно-образовательным центр «Орленок»)  с общим охватом  6 943 ребенка  (50,4% детей в возрасте от 5 до 8 лет).

Учитывая интересы и запросы детей, образовательные учреждения ежегодно открывают кружки и секции. Всего открыто 515 кружков (объединений). Перспективными направлениями являются объединения по робототехнике, 3-D моделированию, программированию, графическому дизайну, «школьное телевидение», «мультстудия», исследовательской деятельности в естественно-научных дисциплинах. Охват по данным направленностям составляет 14,0% от общей численности обучающихся, занимающихся в общеобразовательных учреждениях.

В сентябре 2020 года открыто 1 296 мест дополнительного образования на базе МАОУ СШ №8 «Школа полного дня».

В декабре 2020 года открылся детский технопарк «Кванториум Бор», который осуществляет свою деятельность по 6 образовательным модулям - квантумам.

Общий охват детей дополнительным образованием в округе составляет 84,0% детей в возрасте от 5 до 8 лет.

С 2015 года в округе реализуется проект «Российское движение школьников»,                    к которому присоединились 39 первичных детских общественных объединений городского округа г. Бор. Общий охват составил 6 645 школьника (50,0%).

В рамках военно-патриотического воспитания на территории городского округа г. Бор  активно развивается юнармейское движение. В рядах Юнармии на конец 2020 года насчитывалось 1 546 борских школьников.

В работе по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних в округе используется комплексный подход и социальное партнерство. На уровне партнеров выстроена работа с прокуратурой городского округа г.Бор,  ОДН ОМВД России по г.Бор, УФСКН РФ по Нижегородской области, ГБУЗ НО «Борская центральная районная больница», Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, ГОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный центр Нижегородской области «Дети против наркотиков»», ГУ «Центр социальной помощи семье и детям», учреждениями культуры и спорта городского округа г.Бор, Борским благочинием. В школах разработаны и реализуются мероприятия по профилактике правонарушений несовершеннолетних, употребления наркотических средств и психоактивных веществ.

Дошкольное образование

В городском округе г.Бор функционируют 48 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 6 987 детей

Охват детей в возрасте 1 года до 6 лет дошкольным образованием составил 79,2% (2019 год – 80,0%).

Численность детей, стоящих на учете для определения в ДОУ, на 1 января 2021 года составляет 1 994 чел., 173  из них -  актуально нуждающихся в услугах дошкольного образования (дети  от 1,5 до 3-х лет).

Проблема доступности дошкольного образования для детей раннего возраста решается за счёт:

  • строительства пристроя на 60 мест в м-не «Прибрежный» в МАДОУ детском саду № 13 «Дельфинчик»;
  • строительства нового детского сада на 240 мест в м-не «Красногорка»;
  • перепрофилирования групп в ДОО на 120 мест;
  • открытия дополнительных групп (мест) на 20 мест.

Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья создана сеть групп компенсирующей и комбинированной направленностям. В 2020 году 702 ребёнка получали  квалифицированную помощь в коррекции развития. В 35 % ДОО создана безбарьерная универсальная среда для маломобильных граждан населения.

В городском округе функционируют 10 консультационных центров по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и коррекционной помощи детям, получающим дошкольное образование в форме семейного, в том числе дети с ОВЗ.